В начало
АБВГДЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯA-Z0-9
 
Примус
Дискография
Обложка Название Год          
Путешествие в рок-н-ролл 1983 15 15   12 1 1  
Резиновый рок 1984 2 2   16          
Стоп! Монету! 1985   1   12          
Девочка в баре 1985       8          
Привет Лозе 1988 1 1   11          
Сельский клуб 1988       8          
Старый примус 1989   1   12          
Ты и Я 1998       13          
Примус No.1 2003 1 1   12          
Все песни

Историческая справка

    В 1983 году у Ярослава Ангелюка и Александра Боднаря оказывается в распоряжении дефицитный комплект суперпоследней западной электронной аппаратуры, оснащённой различными полезными вещами, типа секвенсора и вокодера. Они начинают записывать альбом, стиль которого, естественно, определяет аппаратура. Это теперь стала ясна приверженность наших рок музыкантов к традиционным инструментам и акустике, а в те годы продвинутый слушатель недоумевал, слушая наши, родные аналоги Дип Пёрпла, Лед Зеппелина и других, в лице Воскресенья, Машины Времени и других в свою очередь, почему не появляются наши аналоги Крафтверка, Рокетса, и т.д., вообще, почему никто у нас не использует супермодный и популярный роботизированный, пропущенный через вокодер, голос. А просто не было у нас в стране ни вокодеров ни чего другого, позволяющего экспериментировать в космо-робо-музыке, именуемой электропопом. И вот Примус пишет электропоп-альбом! Не сильно утруждаясь поисками особых Sci-Fi звучаний (и зря, может быть именно это было их ошибкой), они ориентируют свои песни на мелодичность, забойность, приближённость к западным стандартам новой волны. Почти все песни на английском языке, что выдаёт закономерно амбициозные помыслы ни больше ни меньше, как захватить западный рынок! Стать первой советской группой, получившей мировую известность! Английский язык здесь уже играет не ту роль, что у первых наших групп 60-х, начала 70-х. Тем просто не верилось, что рок можно петь не по английски. Не то Примус. «Я мечтал закусив удила-с, свесть Америку и Россию. Авантюра не удалась. За попытку спасибо»,-говаривал А.Вознесенский, хотя и по другому поводу. Вот тут и случается легендарный казус. Случается так, что Ангелюк из-за каких-то своих дел отсутствует в студии несколько дней. В это время на студию наталкивается случайно или неслучайно Юрий Лоза, который до этого, как и Ангелюк, играл в группе Бари Алибасова «Интеграл». Лоза носится со своим материалом в поисках любой студии, и обретает великолепный подарок судьбы. Он за рекордно-кратчайшее время, практически за день, пишет при помощи Боднаря и некоего Игоря свой знаменитый альбом «Путешествие в рок-н-ролл» и отчаливает, так как что-то у него там с Ангелюком не ладится. Альбом, естественно, тут же попадает в руки культуртрегеров, которые, согласно с тогдашним бумом на разные ансамбли с оригинальными и странными названиями, пускают его в победоносное шествие по стране, вклеив в начало альбома слова о том, что мол, для вас играет группа Примус. Лоза и сам рад и не рад этому. Вернувшийся Ангелюк вне себя! Но поделать уже ничего нельзя. Музыканты завершают альбом, но поднявшаяся необыкновенная шумиха и суперуспех альбома Лозы не оставляют никаких шансов. Под словом «Примус» все уже понимают другое и ждут совсем другого. Что это, какие-то английские песни? Нет, не надо, дайте мне, пожалуйста, «девочку в баре». Примусовцы не отчаиваются, и пишут следующий альбом, перенеся на него с первого две единственные песни на русском - заглавную «Старый примус» и «Пейте пепси-колу», и два хита на английском языке. Из них по настоящему удачен «Fight, fight, fight». Второй альбом уже получает более широкий резонанс в подпольной поп-индустрии. Под эти, говоря сегодняшним языком, «неформатные» песни ухитряются танцевать в дискотеках, их поют и цитируют, баллада о русском воине входит в репертуар дворовых ночных гитаристов. Лоза также выпускает 2-й альбом. Путаница продолжается, хотя на этот раз Лоза тиражируется под своим именем. Примус же приобретает почему-то подзаголовок «группа Ярослава Миронова», то ли в попытке дистанцироваться от лозовского «примуса», то ли в целях непонятной конспирации (всё же на дворе небезызвестный 1984-й год), то ли всё вместе. Теперь уже палка о двух концах, при просьбе продать новый Примус продаётся либо ангелюковский Примус, либо Лоза «Концерт для друзей». А чаще, чтобы не забивать голову ни себе, ни людям, в звукозаписи просто пишется на одну плёнку с одной стороны Лоза, с другой Примус. Следующий год, 1985-й, Примус пишет получившийся мини-альбомом «Стоп, монету», в котором синтезируется драйв новой волны с хардовыми гитарными риффами и хэви-метал-подобным вокалом (не Ангелюка). Лоза примыкает к группе «Зодчие», гастролирует с нею, записывает альбомы «Огни эстрады», «Тоска». На этом путаница вроде заканчивается. Все уже знают Ю.Лозу и, в крайнем случае, ищут его под названием «Зодчие». Что же Примус? Дальнейшие три года нашей истории покрыты мраком. В 1988 году до общественности доходит альбом «Привет Лозе». Альбом менее целостный, гораздо менее оригинальный, менее мелодичный, местами кичовый, местами приблатнённый, в общем неудачный. Запомнились «актуальная» песня о кооперативном туалете, и собственно, запоздалое посвящение Лозе: «Лоза, Лоза, нажми на тормоза, свой старый лимузин останови». В то же время Ангелюк, похоже, первый и последний раз появляется на ЦТ, декларируя свой отход от «подпольной» музыки и начало занятия чисто коммерческим подходом к оной. Мол, время сейчас новое, обличать и строить из себя героев не пристало, надоело, наконец-то можно спокойно заняться попсой. Что и демонстрирует ошарашенным фанам исполнением изуродованной версии «Fight, fight, fight», звучащей в русском варианте, как «Май, май, май, счастливый месяц май». Мне кажется закономерным, что после этого Ярослава Ангелюка никто не видел и не слышал. Однако Примус возродился во главе с Александром Боднарем под названием «Старый Примус», появлялся на телевидении, выпустил пластинку, на которой о действительно старом Примусе напоминало наличие песни «Новогодняя сказка» с абсолютно другой мелодией и аранжировкой. Естественно, такой безликий Старый Примус просуществовал недолго. Куда делся Ангелюк, история умалчивает, судя по всему, эмигрировал, и может быть даже в Израиль. Но это только догадки.
    Загадочна также роль во всём этом Юрия Царёва - маститого клавишника, игравшего Тане Булановой в Летнем Саду, в былые времена - участника группы Метро, достойной отдельного разговора. Благодаря ему мы снова чувствуем незримую тень Лозы, витающую рядом с Примусом. В 1996 году неожиданно для всех и поэтому многими незамеченным, вышел вдруг компакт-диск группы «Примус» под озадачивающим названием «Примус-1». Никаких пояснительных текстов к диску не прилагалось. Однако, вокал всех песен был, в отличие от предыдущих альбомов, только ангелюковский, были заново спеты некоторые известные хиты с прошлых альбомов, и добавлено много новых. Голос Ангелюка претерпел изменения не в лучшую сторону, он чуть ли не даёт петуха, чувствуется острая нехватка Боднаря. На клавишах играет Юрий Царёв, он же является автором нескольких песен. Фикус-пикус в том, что Юрия Царёва можно было видеть и на концертах Ю. Лозы в 1997 году. Мистика, однако.. Итак, надежды фанов на переиздание своих альбомов Ангелюк-Примус не оправдал, о себе ничего не сказал, и снова удалился в параллельный, одному ему ведомый мир.

C.Устинов (disco.fromru.com/primus.html)
    Мало кто из молодых Краснознаменцев сегодня помнят легендарную группу 80-х "Примус". И еще меньше тех, кто знает, что эта группа родилась у нас в городе, тогда еще Голицыно-2.
    Новация электронного звука, плюс профессиональный подход принесли им, в свое время, огромную популярность. Мы решили взять интервью у звукорежисера группы Олега Болотова.
- Итак, что-же такое "Примус? Откуда такое название?
- Пожалуй, самый частый вопрос. Примус - это не тот, куда керосин наливают, а примус по латыни это "Первый". Это была первая группа электронного направления, которая не использовала живых барабанов и живой бас-гитары. Это было ноу-хау в Советском Союзе. В "Примусе" в то время было два клавишника и гитарист, пели все.
-Как собрался коллектив?
- В Голицыно-2 я попал служить в 1979-м году. Поскольку в личном деле у меня была запись о том, что я был лауреатом различных конкурсов, меня через штаб вызвали и направили в оркестр 32103. В '79, '80-годах мы играли на летней танцплощадке у парка. За это время я перезнакомился со всеми местными музыкантами. Лучшей на тот момент в городе была группа в которую входили Саша Боднарь, Миша Усик, Анатолий Перепелкин. Мы начали сотрудничать, играли вместе. Саша очень талантливый человек - сочинял музыку. Много хороших композиций было написано в то время.
    Например, "В новогоднем лесу..." - ремикс '79 года, выпущен только в 90-х. В 199З году к группе присоединились Сергей Коровин, Игорь Плеханов, Слава Ангелюк, Игорь Шемякин. По тем временам у нас была более-менее солидная студия с серьезным аппаратом. Во времена СССР позволить себе по деньгам девять клавишных инструментов могла далеко на каждая команда. Для примера сказать, сама Пугачева некоторые инструменты брала у нас на запись.
    В это же время появился Юрий Лоза, который сказал, что ему необходимо для поступления в Академию им. Гнесина записать несколько фонограмм, но так как у него не было аппарата, он нам был бы очень благодарен.
- Лоза здесь служил?
- Нет. Лоза к этому времени уже поработал с казанской группой "Интеграл", но после конфликта с Бари Алибасовым, вынужден был искать себе место под солнцем. Переехал в Москву и вышел на нас через Славу Ангелюка, узнав, что у нас неплохая студия.
    Недолго думая, мы записали 12 рок-н-роллов ("Девочка в баре-", "Баба-лю6а", "До открытия магазина" и т.д.) из-за которых и начался весь сыр-бор. Кстати недавно купил диск "Анталогия Лозы" в MP3. А там весь "Примус", весь, который я не слышал уже лет 20! А ведь тогда мы записали фонограмму на "Ноте-2ОЗ", во что мало кто верит. Ну. так вот. Лоза, не долго думая, взял эту фонограмму, якобы для поступления в институт, и быстренько раскрутил ее на весь СССР. Бум '83 года вы, я думаю, помните. Выступая с группой "Зодчие" под нашу фонограмму во всех интервью он говорил, что записал ее с ними. Плохо поступил, хотя мог честно рассказать как все было.
    Но мы продолжали работать. Саша писал песни, и все вроде было хорошо, пока такой композитор как Александр Морозов, не опубликовал статью в "Комсомольской Правде" о неправильном отображении советской действительности. "Как же так?",- писал он: "Девочка в баре, девочке 15 лет, рядом худосочный парень на двоиходин билет..."
    Ну и все, начались гонения. Вызывает всех начальник политотдела, да еще и с родителями, представь, взрослые мужики 25-27 лет с родителями - смешно, но правда. Ну, естественно статья, допросы, переборы и 24 часа, чтобы мы убрались с города.
    Из города мы перебрались на Карачаровский механический завод на Таганке. Где то через полгода мы были вынуждены переехать в Немчиновку. Там первый раз мы выступали как самодеятельный коллектив на фестивале Одинцовского района. Там же мы и познакомились с новыми людьми, которые помогали нам литовать песни.
    В то время, чтобы песня вышла на эстраду, композитор должен быть членом союза композиторов СССР, поэт - членом союза поэтов, ты составляешь программу, где пишешь авторов, исполнителей и подаешь в местный отдел культуры и так далее по инстанции, а там рассматривают и принимают решение можно ее исполнять или нет.
    Ну а потом случилась трагедия: ночью нас обокрали, вынесли все ценное, дорогое. Забрали то, что можно было в машине увезти: пульт, обработка, приборы... Естественно по наводке, естественно кто-то из своих. Ну, соответственно, в коллективе возник раздор, кто это сделал. Версий было много, но до сих пор это не известно. С тех пор особо никто не разбогател, так что и грешить особо не на кого.
    Вот так группа и распалась, это был январь 1985. Вот, собственно, и вся история.

Страницы Краснознаменской рок-музыки