В начало
АБВГДЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯA-Z0-9
Сузорье
Дискография
Обложка Название Год          
Рок-терапия 1984       11          
Сентябрьская река 1987       8          
Домашние записи 1988                
Прислать Zindan 1994       16          

Историческая справка

Бег с препятствиями

О единственной профессиональной в Белоруссии рок-группе «Сузорье» («Созвездие») непросто. Объяснение этому одно: быть первым - всегда тяжело. Выйдя на профессиональную сцену, коллектив предложил музыку, которая сильно отличалась от устоявшихся в республике стереотипов ВИА, представленных такими «светилами», как «Песняры», и спутниками калибром помельче - «Сябры». Отсюда понятным становится то, что о группе «Сузорье», обладающей сильным творческим потенциалом, в стране практически не знают.

Вся история группы - это борьба за существование, шедшая с переменным успехом. Ее итог сегодня очевиден. Как горько признался в своем выступлении по республиканскому телевидению руководитель «Сузорья» Александр Нестерович, в сражениях с инстанциями, нелепыми запретами и некомпетентными «знатоками» группа потеряла как минимум три года и сейчас уже не отвечает запросам молодых. Но сам факт, что «Сузорье» существует, выступает и имеет два магнитофонных альбома, говорит о том, что музыканты составили настоящий коллектив, готовый поступиться материальными соображениями ради возможности работать.

«Сузорье» - группа типичная и во многом неповторимая. Типичен ее приход на филармоническую сцену. Музыканты, составившие группу, знали друг друга еще с начала 70-х. В 1977-м стали выступать в первом в Белоруссии комсомольско-молодежном кафе «Сузорье» (отсюда и название группы). В течение трех лет группа дважды выступала на международных конкурсах политической песни (Калининград и Ереван) и завоевала звание лауреатов. В 1980 году последовало приглашение в Бел-госфилармонию. «Сузорье» ответило согласием, потеряв при этом треть личного состава. Тогда-то и начались первые испытания.

Выступая в кафе, группа не имела недостатка в слушателях, По сравнению с гулким залом Дворца спорта помещение кафе было уютным и милым уголком, где музыканты - а по дипломам физики, географы, журналисты - играли то, что им нравилось: психоделическую балладу «Один в океане звезд», вызывающую и ироничную «Сладкую женщину», своеобразный гимн «Мы играем просто».

На профессиональной сцене их попросили играть музыку Паулса... Правда, и большинство песен «кафейного» периода на сцене уже не «звучали».

Летом «Сузорье» бросили в прорыв - на ялтинский конкурс на лучшее исполнение песен стран соцсодружества. «Поэтическое» название конкурса не смутило группу. Лихо отыграв в отчетливой роковой стилистике первый тур, во втором группа наткнулась на мощную стену наВИАзчевой музыки и сошла с дистанции. В Минске ее, правда, догнал спецдиплом жюри.

Изменения в составе продолжились. Ведущим вокалистом пробуется Александр Брынцев - певец с мощным и пластичным голосом большого диапазона. Но филармония не нашла с ним общего языка. В группу приходят клавишник Александр Нестерович и из группы «Университет» пришел второй гитарист Александр Растопчин, ныне работающий в «Песнярах». Его дуэт с Андреем Козловским составил основу звучания «Сузорья». Стиль группы базировался на хард-роке, но музыканты смогли уйти от слепого копирования. Они всегда стремились сохранить мелодию. Они хотели играть современно, не забывая при этом, что «Сузорье» - коллектив белорусский. Этого не слышали худсоветы и требовали исполнять песни Лученка. А Игорь Михайлович разводил руками: «Я рок-музыки не пишу».

1983 год наверняка войдет в историю советской эстрады как год «административного заземления электрогитар». Единственным расформированным коллективом в Белоруссии был... Впрочем, нетрудно догадаться. Худсовет филармонии провел остроумное сравнение музыки Людвига ван Бетховена и Валентина Пучинского отметив безыдейность творчества последнего. Каково это было услышать музыкантам, которые еще в 1982 году обивали пороги с идеей проведения антивоенного концерта-митинга!

Впрочем, такой группы уже не существовало. Заклеймив ее во всех возможных грехах, филармония тем не менее оставила ее в штате «прислуживать» лауреату всесоюзного конкурса Светлане Кульпе. Обе стороны терпели друг друга недолго и разошлись, оставив на память в фондах радио шлягер Лили Ивановой «Забудь обратную дорогу».

В 1984 году минские поклонники рока лихорадочно переписывали первый в республике магнитофонный альбом. Это была «Рок-терапия» группы «Сузорье» с интересными композициями «Весенний день», «Капитан» «Слоновый рок», «Невежды», с новой версией «Старого моста» и зажигательной «Фортуной». Все вокальные партии исполнил приглашенный Александр Брынцев.

Тем временем «Сузорье» выступало вместе с Микулич исполняя в первом отделении удачные аранжировки народных песен, а во втором - собственные композиции из которых наибольший интерес представляла 20-минутная «Песня о зубре».

В ее основе - стихи средневекового белорусского поэта-латиниста Миколы Гусовского, в подлиннике написанные гекзаметром. Музыканты адаптировали стихи, насытили музыку хард-роковыми ритмами и арт-роковыми приемами аранжировки/Центральной стала тема из «Полоцкой тетради» - сборника белорусской бытовой музыки XVII столетия. «Песню о зубре», как, впрочем, и большинство композиций группы последнего времени, не спутаешь с творчеством представителей ленинградской или московской школ благодаря характерным признакам белорусской мелодики, отголоски которой в той или иной степени ощутимы всегда.

«Песня о зубре» познакомила поклонников группы с вокалисткой Нелли Денисовой, которая также прошла школу группы «Университет». У нее достаточно низкий с хрипотцой голос, она прекрасно владеет блюзовыми интонациями, что многих раздражает, но как нельзя лучше отвечает стилистике группы.

Бeзусловно, сейчас зрители встречаются с группой куда чаще, чем раньше. Восстановлено название, изготовлена реклама. Но... Музыкантам уже за тридцать, а аппаратура такова, что одни только клавишные могут вызвать веселые усмешки. Много материала в нотах, но вот уже полтора года, как нет ни одной новой фонограммы, хоть в этом году «Сузорью» была обещана запись «гиганта».

Состоится ли она? Похоже, что бег с препятствиями не окончен.

Дмитрий Подберезский ("Московский Комсомолец" 13.11.1987)